Что мешает быть креативным

Чтобы творить, необходима способность к творчеству – креативность. К сожалению, привычные модели поведения (шаблоны, стереотипы) являются малоэффективными и приводят к получению отрицательного результата.

К неэффективной модели поведения можно отнести действия, совершаемые вследствие так называемой «психологической инерции»

Под психологической инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Внешними формами проявления психологической инерции могут быть:

·         барьер неприятия нового, т.е. полное отрицание и неприятие новой идеи (7 мая 1895 г. петербургский физик А.Попов сделал в Физико-химическом обществе доклад с демонстрацией созданного им радиоприбора для фиксации атмосферных колебаний; мировое сообщество довольно равнодушно встретило известие о новом способе передаче радиоволн. Незадолго до того лондонская почта отвергла идею телефона на том основании, что не перевелись пока еще рассыльные; а вот теперь никто не мог понять, зачем нужен беспроволочный телеграф, когда замечательно работает проволочный);

·         инерция авторитета (Аристотель написал в одном из своих трактатов, что у мухи восемь ног, и это не ставилось под сомнения почти два тысячелетия, пока кому-то не пришло в голову пересчитать ноги у мухи. Их оказалось шестью Вот что значит авторитет ученого!)

·         инерция привычных свойств, принципа действия;

·         инерция привычной формы (первый автомобиль был выполнен в форме кареты, у первого парохода была кирпичная труба, а по бокам торчали весла, загребавшие воду);

·         инерция привычной функции (автомобиль – для того, чтобы ездить. А почему, например, не летать? Ведь гораздо удобнее было бы иметь автомобиль, который в нужное время мог бы оторваться от дорожного полотна и полететь…);

·         инерция специальных терминов;

·         инерция типовых условий применения (в книге М.Борисова «Кратеры Бабакина» есть эпизод с проектированием станции «Луна-16». Нужно было снабдить станцию сильной и компактной электрической лампой для освещения лунной поверхности «под ногами станции. Лампочке предстояло выдержать большие перегрузки. Но они этого не выдерживали. Сотрудники Бабакина сбились с ног, чтобы найти более прочные лампы. Что же было предложено? В чем состоит суть баллон? Очевидно, чтобы удерживать вакуум внутри лампы. Но вакуум на Луне существует и без этого, значит, никакой баллон вообще не нужен);

·         неумение увидеть возможность использования имеющихся или полученных решений в областях, отличный от решения задачи (О. Лодж, физик из Ливерпуля, мог изобрести радио до Попова или Маркони, следует сказать со всей определенностью. Точнее, он открыл физический принцип радиосвязи. Опираясь на труды Максвелла, Томпсона и Герца, он летом 1894 г. продемонстрировал публике эксперимент по трансляции сигнала на расстоянии 150 ярдов без проволоки. Когда ему предложили изготовить аппарат для передачи сообщений, он презрительно ответил, что ученый – это вам не почтмейстер какой-нибудь). 

Нравится

Календарь

    ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости